Интересные факты о транспорте СПб

Интересные факты о транспорте Санкт-Петербурга


Происхождение слова ВОКЗАЛ

Самое раннее употребление слова «фоксалъ» зафиксировано в 1777 году. Воксалами в XVIII—XIX веке назывались публичные увеселительные заведения; именно это значение изначально отмечается словарями. Слово «воксал» произошло от англ. Vauxhall — названия общественного сада, располагавшегося в одноимённом пригороде Лондона. Во второй половине XVII века оно стало именем нарицательным для заведений подобного рода в английском, а затем и в других языках.

Британский топоним связан с именем Фалька де Бреате[en], нормандского военачальника, служившего английским королям в начале XIII века. За помощь в борьбе с мятежными баронами Иоанн Безземельный пожаловал ему в своём завещании руку Маргарет де Ревьер, юной вдовы, которой сулило большое наследство. Поместье Фалька на унаследованных его женой землях в южном Ламбете стало известно, как «Фокс-холл» (ср.-англ. Faukeshale); вскоре это название стало относиться к самой местности и к возникшей на её месте деревне. В начале XVII века эти земли были во владении некой Джейн Вокс, что, вероятно, привело к трансформации названия в «Воксхолл».

Значение «здание железнодорожной станции» у слова «вокзал» появилось благодаря построенному в 1838 году Павловскому вокзалу, служившему конечным пунктом первой в России общественной Царскосельской железной дороги и названном «Воксал», ставшее впоследствии видоизменившись нарицательным названием зданий для пассажиров на всех железнодорожных станциях страны. Автор её проекта Франц фон Герстнер предполагал, что появление «нового Тиволи» привлечёт пассажиров к путешествиям за город.

Петербу́ргский трамва́й — система трамвайного движения в Санкт-Петербурге, крупнейшая в России и четвертая по величине в мире

Открыта 16 (29) сентября 1907 года. С 1980-х и до середины 2000-х годов была самой большой в мире, за что включена в Книгу рекордов Гиннесса. После распада СССР трамвайная система пришла в упадок и подверглась массовому сокращению.

По состоянию на 2021 год действует 40 трамвайных маршрутов, эксплуатируется 771 единица подвижного состава, которые обслуживаются семью трамвайными парками.

Подавляющее большинство трамвайных линий города обслуживается СПб ГУП «Горэлектротранс», часть трамвайной сети в Красногвардейском районе («Ржевско-Ладожский куст») — коммерческим перевозчиком ООО «Транспортная концессионная компания».

Маршрут первого трамвая в Петербурге длился всего семь минут Трамвайное движение в Петербурге было открыто 16 сентября (или 30 сентября по новому стилю) 1907 года. Именно в этот день по улицам города пошел электровагон. Маршрут первого трамвая начинался на Адмиралтейском проспекте, шел через Благовещенский мост и заканчивался на 8-й линии Васильевского острова. Путь трамвая длился всего семь минут.

В блокаду ленинградцем удалось восстановить движение трамваев

В самую суровую блокадную зиму ленинградцы были вынуждены добираться до работы пешком, а в нечеловеческих условиях голода и страшного холода преодолевать даже самые небольшие расстояния людям было крайне тяжело. Городу был необходим трамвай.

В марте 1942 года на линию вернулись первые грузовые трамваи. С их помощью значительно ускорилась очистка города от мусора, снега и нечистот. А уже 15 апреля возобновилось пассажирское трамвайное движение. Поначалу было открыто всего пять маршрутов, пролегающих по диагонали через весь город, чтобы пассажиры могли добраться в любой район всего с одной пересадкой. В 1943 году количество маршрутов увеличилось

Омнибус или «40 мучеников»

До середины XIX века простые жители Петербурга – рабочие и ремесленники – практически обходились без общественного транспорта. Извозчики для большинства населения были не по карману. Первым по-настоящему доступным транспортом стал омнибус — вместительная карета, запряженная лошадьми. По улицам Петербурга омнибусы пошли в 1847 году. Первые экипажи вмещали 10-16 человек, а проезд стоил всего 10 копеек. За сравнительно небольшую плату в них мог проехать почти каждый. Постепенно на крышах карет начали сооружать второй этаж, который назвали «империалом». Двухэтажный омнибус был вместительным, но не удобным. В народе его так и прозвали – «40 мучеников» – по числу пассажиров, способных поместиться в экипаже.

«Ледяной трамвай»

Современный электрический трамвай имеет три дня рождения. Впервые он был представлен в 1880 году талантливым инженером Фёдором Пироцким у станции Сестрорецк. Внешне трамвай ничем не отличался – обычный вагон конки с империалом. Но снизу, под кузовом, был подвешен электродвигатель, который позволял изобретателю двигать пустой вагон по рельсам без лошади и без локомотива. Несмотря на все достоинства трамвая, он появился гораздо позже – переоборудование конной дороги в электрическую требовало вложения немалых средств.

Зимой 1894 года трамвай «отмечает» второй день рождения. По льду, по наклонно уложенным рельсам побежали вагоны, перевозившие горожан с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. На следующую зиму их заменил настоящий трамвай. За сезон такой «ледяной электровагон» перевозил до 900 тысяч пассажиров.

Ретро трамвай

Начиная с 2019 года туристы и жители Санкт-Петербурга могут прокатиться на точной копии старинного трамвая ЛМ-33 «американка», который служил в Ленинграде с 1933 года по 1979 год.

При разработке конструкции трамвая за основу был взят прототип вагона американской фирмы «Peter Witt», поэтому в народе его называли «американкой». Вагон отличался от других моделей тем, что в нем была центральная дверь. Рядом с ней находилась отметка высотой в 1 метр. В то время дети могли проехать в трамвае, если их рост был менее метра. Многие из них хотели казаться взрослее, поэтому вставали на цыпочки или и одевали кепку, чтобы быть больше метра. Отсюда и пошло выражение «метр с кепкой», рожденное в спорах родителей с кондуктором.

Туристический трамвай в Санкт-Петербурге — это копия вагона ЛМ-33, созданная по архивным чертежам, которая выглядит точь-в-точь как старинный трамвай, но его «начинка» соответствует современности. Имеется аудио- и видеотехника, система обогрева и USB-розетки для зарядки смартфонов и планшетов.

Скамейки, оконные рамы и рейки внутри вагона выполнены из дуба. О начале движения сообщает трамвайный звонок. Войдя в вагон, Вы окажитесь в атмосфере довоенных и послевоенных времен. Хотя в управлении трамвая используется современная электронная система.

Свое название поезд «Сапсан» получил в честь хищной птицы — сокола-сапсана

Сапсан по праву называется самой быстрой птицей в мире — во время пикирования хищник разгоняется до 322 км/ч!

От своего «небесного крестного» поезд пока отстает — максимальная скорость «Сапсана» достигает 250 км/ч.

Кстати, возвращаясь в те далекие времена (а именно тогда, в седом 1974 году, был разработан первый проект высокоскоростной железной дороги, которая должна была связать Москву, Харьков, Симферополь и Ростов-на-Дону), вспомним и еще одну птичку — «Сокол». Такое название носил первый отечественный скоростной электропоезд, в конструкции которого были применены многие новаторские на тот момент идеи, часть из которых впоследствии и была реализована в конструкции «Сапсана»